Full Container Load морские грузоперевозки из США в Украину.











Статьи * info

НОВОСТИ KBANDA.RU
  • 11.02.16. «Чистая любовь» «ПСС 1985-2013» (Геометрия)
  • 03.02.16. Герои панк-рока по средам, ч. 68: Conflict (Великобритания)
  • 03.02.16. Русский Вудсток – 87
  • 01.01.70. Знайки на Луне
  • 06.02.16. Взгляд назад 5: «Дети Picasso»
  • 27.01.16. Скончалась рок-журналистка Дарья Маркина
  • 27.01.16. Герои панк-рока по средам, ч.67: Zeltinger Band (Германия)
  • 26.01.16. Что рассказал сосед по столику в кафе
  • 25.01.16. Диалектика панка. Ник Рок-н-ролл в ММ ДК 24 января 2016 г.
  • 30.01.16. Переступая поп-границы

  • Книги и публикации В.А. Караковского

    2006. Классным руководителям посвящается

    Когда-то поэт сказал: «Счастлив тот, кто посетил сей мир в его минуты роковые»
    Не правда ли, это про нас.
    Ведь мы живем в мире, переживающем роковое время. А наше отношение к нему напоминает отношение счастливого блаженного. Вокруг полно вранья и ворья, а мы все «сеем разумное, доброе, вечное». Сегодня школьный учитель держит последний рубеж обороны, стараясь защитить детей своих от зла и скверны. При этом он порой действительно выглядит немного странным, не от мира сего.
    Словесник, умиленно и торжественно говорит: «Дети! Представьте себе, что «Слово о полку Игореве» переведено на 28 языков»! А дети ему в ответ: «А Гарри Поттера» уже перевели на 64 языка, так что Ваш Игорь со своим «Словом» может отдыхать»…
    Но среди российских учителей есть совсем «странные люди» - это классные руководители. Мы знаем немало своих коллег, в тяжелейших условиях безденежья и бесправия, сохраняющих верность своей профессии. Классные руководители даже среди них выделяются: в своем деле они на первый план выдвигают верность детям. Эта верность превратилась в своеобразную профессиональную веру, без которой учитель уже не может жить в школе.
    Чем отличается учитель-преподаватель от учителя, кроме часов, ведущего еще и классное руководство? Первый – это сирота. Второй – самый многодетный и временами счастливый родитель. Радости и беды его детей – его личные радости и беды. Его заботы – типичные родительские заботы.
    Словом, классный руководитель – это уникальный человек в уникальной профессии.
    Сегодня в школе происходит смена поколений. Правда, она пока напоминает демографическую ситуацию последних лет: уходящих из жизни больше, чем приходящих в нее. Тем не менее, думается, полезно напомнить некоторые старые истины в их новом толковании.
    Истина первая. Классный руководитель – педагог, ближе всего стоящий к ребенку, а значит, имеющий больше возможностей влиять на развитие его личности. Сегодня на первый план по значимости выходит проблема саморазвития, самостроительства человека. Воспитание без самовоспитания неполноценно. Самовоспитание же начинается с самопознания. Существует несколько методик на этот счет, которыми должен овладеет педагог, а потом научить своих воспитанников. Потом ребенок, решивший заняться самовоспитанием, должен научиться ставить перед собой цели и в плане их реализации создавать для себя воспитывающие ситуации. Например, несколько лет назад у меня в школе был юноша, страдающий от излишней робости. Он решил вырабатывать в себе смелость. Парень пошел и записался в парашютную секцию. Умирая от страха, он заставил себя совершить пять прыжков, с каждым новым из них он физически ощущал новый прилив смелости. Как приятно было видеть его потом в школе! Его глаза сияли гордостью, даже походка у него потом изменилась. Чем старше становится школьник, тем явственнее в его сознании формируется образ собственного «Я», на который он ориентирует свои поступки, действия. В молодом человеке идет процесс формирования самосознания. Он осознает свое отношение к себе, к миру, к людям, к природе и т. д. В этом деле полезно призвать на помощь опыт самовоспитания известных людей, много сумевших добиться в жизни.
    Второе. Во все времена главным методом воспитания было слово, особенно слово назидания. Это, как правило, был монолог мудрого человека, знавшего ответы на все вопросы. Сегодня монологи, даже самые удачные, не производят большого впечатления на детей. Зато безотказно действует диалог, в процессе которого идет совместный поиск истины. В таком диалоге педагогу нет надобности играть роль всезнайки, он рассчитывает на совокупный ум класса. Детям это не только импонирует, но и активно развивает их мыслительные способности, умение высказывать свои мысли и защищать свои убеждения.
    Третье. Российская и советская педагогика всегда были сильны деятельностным характером воспитания. Одно время воспитание даже называлось «педагогикой мероприятий». Но именно в это время «мероприятия», «спускались сверху», без учета конкретного опыта воспитания. Неудивительно, что они нередко превращались в обязаловку антивоспитания. Сегодня педагог выбирает дела с классом по обоюдному согласию с детьми. Эти дела становятся выражением желаний и интересов самих детей и потому желанны.
    Кстати, нынче все хотят чего-нибудь новенького. В школах усилился процесс формотворчества. Источников здесь четыре. Во-первых, продолжает развивать воображение детей и взрослых методика коллективных творческих дел, или «коммунарская методика». Во-вторых, все более широкое распространение получают ролевые и деловые игры. В них создается виртуальная реальность, в которой можно моделировать любую воображаемую жизнь: создание школьной Республики, выборы президента, заседание суда, заочное путешествие и т.д. В-третьих, много примеров для подражания дают телевизионные программы: «Поле чудес», различные шоу-состязания, конкурсы типа «Своя игра», «Русская рулетка» и многое другое. Однако, педагог должен учитывать разницу возможностей ТV и класса. Кроме того, меня смущает, когда на телеэкранах передач преобладает безудержная веселуха, или погоня за деньгами в условиях острой индивидуальной конкуренции. Кроме того, природа телевидения плохо накладывается на природу школьного и, тем более, классного воспитательного коллектива.
    Особые формы взаимодействия классного руководителя и ребенка предлагает макаренковское движение. Учрежденный Макаренковской ассоциацией и редакцией «Народное образование» конкурс им. А. С. Макаренко вот уже четвертый год собирает особые школы – ориентированные на воспитание Делом, производственное воспитание, где ребенок вместе с педагогом постигают современные азы производства. И это тоже форма особого человеческого становления
    Наконец, немало новых форм деятельности сегодня подсказывает современный компьютер, в особенности Интернет и электронная почта.
    Когда-то великий Пушкин сказал: «Охотники мы все до новизны». Но есть немало людей, превращающих новаторство в самоцель. В порыве инновационного энтузиазма они легко отказываются от прошлого только потому, что оно прошлое. Для них старое – синоним устаревшего. Между тем, хочется напомнить, что изобретенные в незапамятные времена Колесо и Алфавит – прекрасно служат людям сегодня, и, никто, не собирается от них отказываться. Новое – это то, что совершеннее, полезнее прежнего. Но ведь это еще надо доказать. Большинство же наших новаций не доказаны. Их принимают только за предполагаемую пользу и подгоняют жизнь под эти ожидаемые результаты. Большинство социальных процессов развиваются с такой скоростью, что люди не успевают их анализировать, не могут исследовать новую реальность. Не потому ли в нашем образовании школьные реформы не успевают сменить друг друга? Не потому ли мы все время наступаем на одни и те же грабли?
    Пусть я покажусь кому-то старым ворчуном, но согласитесь, что новым может стать открытие из далекого прошлого.
    Из современных методик воспитания хотелось бы особо отметить метод педагогической ситуации. Ситуация – это стечение обстоятельств, действующее на ребенка не в лоб, а опосредованно, косвенно, порой – совершенно незаметно. Погружение в ситуацию можно сравнить с эффектом свежего огурца в рассоле. Ситуации бывают разные: доверия, повышенного напряжения, выбора, эмоционального заражения и много-много других. Современные мастера воспитания умеют прекрасно пользоваться этим приемом. Впрочем, только ли современные?
    Можно еще продолжать разговор о методах работы воспитателя, классного руководителя, но пора отметить главное. А главное – это воспитание отношениями. Все наши слова, дела, ситуации только тогда имеют педагогический смысл и значение, когда они возвышают, порождают высоконравственные отношения. В них нельзя ни врать, ни фальшивить. Но здесь одной честности мало, надо обладать качествами практического психолога, человековедческими знаниями.
    Никогда еще не было так трудно работать в школе. Никогда еще жизнь не ставила перед учителем столь высоких требований к общей культуре и специальным знаниям педагога.
    Воспитание в нашем обществе развивается волнообразно.
    Недавно мы все тяжело переживали «ледниковый период» в воспитании. Сегодня, похоже, наступила очередная оттепель.
    Надолго ли?
    Поживем-увидим.

    В. Караковский, главный редактор журнала «Воспитательная работа в школе». Посвящение открывает первый номер журнала за 2006 год. http://www.it-n.ru/





  • Ссылки


    ::