рулетка пубг











Статьи * info

НОВОСТИ KBANDA.RU
  • 11.02.16. «Чистая любовь» «ПСС 1985-2013» (Геометрия)
  • 03.02.16. Герои панк-рока по средам, ч. 68: Conflict (Великобритания)
  • 03.02.16. Русский Вудсток – 87
  • 01.01.70. Знайки на Луне
  • 06.02.16. Взгляд назад 5: «Дети Picasso»
  • 27.01.16. Скончалась рок-журналистка Дарья Маркина
  • 27.01.16. Герои панк-рока по средам, ч.67: Zeltinger Band (Германия)
  • 26.01.16. Что рассказал сосед по столику в кафе
  • 25.01.16. Диалектика панка. Ник Рок-н-ролл в ММ ДК 24 января 2016 г.
  • 30.01.16. Переступая поп-границы

  • О В.А.Караковском

    2004. Школа походного типа

    В этом году "Деньги" опубликовали ряд материалов об авторских школах, чтобы помочь родителям, выбирающим для своего чада место учебы, сориентироваться в школьном многообразии. Обычно речь шла о специфическом обучении — спецпрограммах, нестандартных методиках. Школа #825, в которой на этот раз побывала корреспондент "Денег",— типичное государственное заведение, расположенное в спальном районе на юго-востоке Москвы. А известной она стала благодаря специфической организации внеурочного времени, придуманной ее директором еще в советские времена.

    Встреча с детством
    В своем счастливом пионерском детстве я больше всего любила костры на школьном дворе в день рождения пионерской организации. Собственно, важны были не столько костры, сколько возможность покрасоваться в парадной форме и попеть под гитару. Благоговение перед знаменем и хождение в галстуке не считается — этого требовал пионерский этикет.
    Переступив порог школы #825, я испытала ощущение легкого дежавю — интерьер (на первый взгляд) обычной "совковой" школы, ученики в почти пионерских галстуках (нашейные платки голубого цвета с красно-бело-синими полосками по краям) и красных пилотках. После очередного звонка с урока в холле появился мальчик в защитного цвета рубашке с гитарой. К нему быстро подтянулись другие школьники, они встали в круг и все на полном серьезе пели взрослые бардовские песни о горах, счастливой и несчастной любви и тому подобных вещах, хотя, казалось бы, современным подросткам такая романтика не слишком близка.
    Так называемый орлятский круг, в который на двух больших школьных переменах собираются, чтобы попеть, ученики,— элемент системы Владимира Караковского. Он — директор школы, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии наук.
    Стоит оговориться сразу: желающих отдать детей в учебное заведение с роскошным интерьером, школа #825 не заинтересует. Директор вздыхает и разводит руками: мол, важность "полового вопроса" — чистых полов и вылизанного здания — понимаю, но не все складывается так, как нам хочется. Действительно, школа государственная, то есть финансируется как все остальные — сами понимаете, как.
    Сюда принимают любого, кто живет в этом же районе. Конечно, ребенок из прочих мест попасть в школу тоже может, но подумайте, стоит ли возить его каждый день из одного конца города в другой? Впрочем, кого-то это не останавливает.

    "Я ребенков хочу, понимаете?!"

    Методика, реализуемая тем или иным педагогом, сегодня нередко становится своеобразным брэндом (вспомним школы Казарновского и Ямбурга). Школа-община Караковского была широко известна еще во времена СССР. Ее опыт изучали в педагогических вузах и училищах, школы схожего типа открывали по всей стране. Так что же это такое — школа-община?
    Отвечая на этот вопрос, Владимир Караковский вспоминает увиденную как-то сценку. Представьте семью с огромным количеством взрослых — бабушки, дедушки, дяди, тети — и единственным ребенком. Каждый норовит погладить его по голове, сунуть ему за щеку что-нибудь вкусненькое. И вот заласканный донельзя малыш взбунтовался: "Не нужны мне ваши конфеты! Я ребенков хочу, понимаете?!"
    Сегодня в большинстве случаев ребенок в семье один. Уличной компании родители боятся. Школа? Пришел он туда, отсидел от звонка до звонка и старается побыстрее унести ноги. Что же ему остается?
    Чтобы эта самая потребность "в ребенках", то есть в общении со сверстниками, была удовлетворена, необходимо создавать в школе соответствующую атмосферу — общинную, чтобы там было чем заняться помимо уроков, чтобы ребенку не хотелось оттуда идти на улицу в поисках острых ощущений. Впрочем, об этом говорят все педагоги. Вопрос в том, как именно достигнуть этой цели?
    Владимир Караковский считает, что нужна система внутренней саморегуляции (школьное самоуправление), а еще разновозрастные отряды, которые и обеспечивают необходимое школьнику общение, в том числе с детьми старше и младше, плюс ежемесячное проведение КТД (коллективных творческих дел) плюс сборы — важнейшие школьные мероприятия с песнями "орлятского круга".
    Говорить о том, что в плане учебы 825-я школа ничем не примечательна, пожалуй, не стоит. Здесь существует деление на гимназические (с более углубленным изучением предметов и вторым иностранным языком) и обычные классы, а на 10-11-м году обучения все школьники выбирают специализацию: идут изучать педагогику, веб-дизайн или премудрости организации туризма и гостиничного бизнеса. Правда, если педагогический и веб-дизайнерский класс бесплатные, то обучение в сфере туризма и гостиничного бизнеса выливается в сумму, которую определяет вуз, откуда на занятия приходят преподаватели.
    На третьем этаже у компьютерного класса наталкиваюсь на двух старшеклассников. Они, как выяснилось, занимаются в педагогическом классе, так как денег на обучение туризму у родителей нет, как, увы, и на компьютер. Остается педагогика. "А мне интересно даже бывает. Нам же психологию, например, дают не так, как в вузе, мы в основном учим все для себя и о себе",— говорит один из них. Кстати, раньше педагогические дисциплины штудировали все старшеклассники в обязательном порядке и даже проходили небольшую практику в начальной школе. Потом часть выпускников уже целенаправленно шла в педвузы, и, как результат, сегодня 825-я школа в педагогах не нуждается, что для средних общеобразовательных учебных заведений в общем-то нехарактерно.
    На этом отличия заканчиваются. Кроме, разве что, некоторых мелочей, не столь важных, как может показаться на первый взгляд. Например, в школе Караковского не принято называть учеников по фамилии, а сами школьники иногда помогают педагогам вести уроки. Детали в принципе незначительные, но самоуважение, чувство собственного достоинства воспитывают.

    Органическая саморегуляция
    Если вам категорически не нравятся детские организации вроде пионерской, вы, пожалуй, ошиблись дверью — эта школа вам не подойдет. Слова "сборы", "знамя", "походы", "разводящие", "отряды" и "дежурный командир" у школьников из 825-й в ходу.
    Отряды в школе, как уже говорилось, разновозрастные — в одном и том же могут состоять, например, ученики седьмого и девятого классов. Это дает эффект "общинности": школьники приобретают опыт общения и с ровесниками, и с младшими, и со старшими — таким образом теснее сплачивается школьный коллектив.
    На стенде в коридоре под списками членов отрядов — бумажки с сообщениями. Иногда они используются и для самовыражения. Одна надпись, например, гласит: "Стадо #5, ваш чабан в бурке и папахе с кнутом ждет вас на шестом пастбище. Просьба не опаздывать. Отсутствующие будут караться клеймением". Директор Караковский рассказал мне, что какое-то время вся школа была больна лозунгоманией. Над дверью кабинета физики висел плакат: "Приветствуем участников броуновского движения!" А главный шедевр украшал вход в школу: "Мы гостям хорошим рады, вытирайте ноги, гады!" Авторы виноватыми себя не признали: "А что такого? Мы потом извинимся, главное, чтобы подействовало! По-другому ведь не понимают!"
    Командиры отрядов сами решают, когда и где им собраться и по какому вопросу. И, как ни странно, пишут объявления, собираются, обсуждают что-то — саморегулируются в общем. Владимир Караковский настаивает именно на этом термине: "Мы же не заставляем их собираться в `орлятский круг` и петь песни, не заставляем проводить сборы отрядов и участвовать в праздниках. Мы даем толчок и иногда помогаем отладить действие школьного механизма, но в основном это все-таки именно саморегуляция, это наше главное достижение, а секрет в том, чтобы детям было интересно".
    Для решения вопросов общешкольного масштаба собирается совет школы или школьников в качестве равноправных участников приглашают на открытый педсовет. На совете школы действует правило, которое любят пятиклассники: пока кто-то говорит, все молчат, потому что говорит Человек. Действительно, когда еще одиннадцатиклассники тебя выслушают?
    Пилотки и галстуки — штука временная, рассчитанная на период подготовки к главному делу года — сборам. Пилотки носят дежурные командиры, а галстуки — счастливчики, попавшие в число сборовцев.
    Сборы — это такое большое КТД, растянутое на несколько дней. Как правило, сборовцы (около 170 человек) выезжают за город, где живут по особым законам. 25 лет назад первые сборовцы сшили знамя сборов: обошлись без лозунгов и портретов, просто использовали кусок обычного красного полотна и бахрому. Сегодня таких знамен несколько. На сборах действует закон знамени, новичков учат его уважать: например, когда знамя вносят, всем следует молчать.
    На сборах каждый отряд представляет и защищает свой проект. Расписание дня смахивает на пионерлагерное — все четко организовано. Вот только вместо предлагаемых пионервожатыми развлечений — представление КТД. После возвращения со сборов подводятся итоги: что удалось, что не получилось и почему.
    Заметим, что для школьников (по их же собственным словам) главное на сборах — попеть и перезнакомиться.

    Бродячий режим
    Система коллективных творческих дел — это разнообразные праздники, спектакли и прочие сплачивающие коллектив мероприятия. Например, сентябрь в 825-й школе — месяц туристско-краеведческий.
    Владимир Караковский: "В сентябре самая хорошая погода в Москве. Ребята пришли только что с каникул, они еще загорелые, им и пофигурять хочется, и от природы отрываться неохота. Ходят в походы, на экскурсии, выезжают куда-нибудь. Вообще, наша школа бродячая. Мы считаем, что нужно познавать жизнь и страну, свою и чужую, не только в классе, это надо все увидеть, почувствовать, потрогать своими руками. Конечно, не все ребята были в Нью-Йорке, но многие были в Англии — в Бирмингеме, ездили в Финляндию, Йошкар-Олу и много куда еще. У нас в Бирмингеме друзья — дай бог в России побольше таких иметь!"
    Правда, путешествуют школьники за свой счет, точнее, за счет родителей.
    Все остальные КТД, как правило, основываются на театрализации. Каждый ребенок хочет быть артистом, а если при этом он будет переодеваться, петь и танцевать — что еще нужно, чтобы почувствовать себя счастливым?
    Октябрь — пушкинский месяц: пушкинские уроки, пушкинские курсы, поездки в Пушкиногорье и, конечно, спектакли. Одиннадцатые классы берутся за трагедии, прочим достается более легкий материал: пятые классы, например, могут заняться постановкой "Сказки о царе Салтане". Младшие постоянно куда-то ездят — пушкинских мест в Москве достаточно.
    Декабрь — встреча Нового года. Владимир Караковский: "Мы отмечаем его как семейный праздник. Подразумевается, что семья, которая от природы дана ребенку,— это не все, семья — это еще и класс, где ребенок учится. Поэтому у нас на праздник собираются дяди, тети, бабушки, дедушки. Все планируют заранее, договариваются, чтобы подарки были равнозначные: дети очень болезненно воспринимают социальное неравенство, а эта совместная деятельность ставит их в равные условия независимо от того, из какой они семьи".
    Январь — месяц спортивных дел на свежем воздухе. Школьников вывозят на зимние каникулы и в выходные дни за город кататься на лыжах или просто подышать свежим воздухом.
    В феврале устраивается праздник Знаний. В школе ходят легенды о некоторых подобных мероприятиях. Например, однажды раздали пакеты с координатами точки на земном шаре: ученикам предлагалось выживать там в течение месяца — естественно, виртуально,— причем надо было не только выжить, но и, вернувшись, рассказать остальным об увиденном и пережитом. Веселее всех было классу, который занесло на Шпицберген. Замечания отдельных пострадавших, что там как раз в это время полярная ночь и потому ничего не увидишь, в расчет приняты не были. Во время подготовки к рассказу о путешествии надо было найти людей, которые уже побывали в соответствующем месте, определить список предметов, которые можно и нужно было бы туда взять.
    Владимир Караковский: "Иногда ребята делают настоящие фокусы. Например, один класс у нас `ездил на Амазонку`. Так они пошили костюмы специальные, сделали декорации и сфотографировались якобы на Амазонке. Школа месяц вся гудела. У нас даже учителя в столовой обсуждения устраивали. Один говорит: `Слушай, ты не знаешь, на каком языке говорят в Исландии, говорят, он там какой-то сложный`. А вторая ему: `Ой, а мне вчера ритуальную маску привезли с Тибета`. Ну разве раньше учителя могли об этом поговорить?!"
    Как только заканчивается одно КТД, тут же начинается подготовка к следующему. И так 25 лет. Кстати, в 825-й школе любят упоминать, что их система работает уже больше четверти века, то есть проверку временем она прошла успешно. Сегодня количество таких школ-общин не возьмется подсчитать никто — ясно только, что их много.


    НАТАЛИЯ ТЮТЮНЕНКО
    Журнал «Деньги» № 10 (465) от 15.03.2004
    http://www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=457339





  • Ссылки


    ::